Что такое soft skills и зачем они нужны инженеру по тестированию ПО?

24 апреля 2019
Soft skills для тестировщика - коммуникация

Как попасть в IT без опыта работы через сферу тестирования ПО? Быть мотивированным и обладать определенными знаниями и умениями. Чтобы стать успешным QA-инженером, нужно владеть набором навыков, которые делятся на две группы: hard skills (жесткие навыки) и soft skills (гибкие навыки).

Первые – умения, которыми инженеры по тестированию пользуются для решения повседневных задач, будь то поиск и заведение дефектов или создание тестовой документации. Подобные навыки, кстати, с легкостью можно освоить вместе с QA Academy на курсах тестировщиков.

Что же представляют собой soft skills, и какую роль они играют для QA-инженеров? Читайте в нашей статье.

Soft skills – почему они так важны?

Гибкие навыки – умения и способности, которые напрямую не связаны с выполнением профессиональных обязанностей сотрудников, но являются неотъемлемым условием быстрого погружения в профессию и эффективного общения с коллегами и заказчиком.

Особенность сферы информационных технологий состоит в том, что большинство продуктов создаются или проходят качественную оценку командами специалистов.

Поэтому успех работы зависит от того, способны ли сотрудники общаться друг с другом, логично излагать мысли и нести ответственность за каждое принятое решение. Какими качествами должен обладать тестировщик? Давайте разбираться.

Гибкие навыки QA-инженеров

Для того чтобы пройти собеседование на позицию инженера по тестированию, новичкам важно помнить о таких умениях, как:

  • Грамотная формулировка вопросов

Вполне естественно, что на первых порах у вновь прибывших на проект тестировщиков возникают сложности с пониманием требований или логики той или иной функциональности продукта.

В этом случае важно уточнить все непонятые аспекты, будь то значение неизвестных технических терминов или вопрос о том, к какой категории по шкале серьезности или приоритета отнести найденные дефекты.

Если же возникла какая-либо проблема, но вы не можете решить ее самостоятельно, обязательно узнайте, кто из сотрудников может помочь, какую информацию для этого нужно передать.

Всегда помните о том, что любой вопрос задается в вежливой форме с уточнением информации, которую вы нашли самостоятельно, а также необходимых деталей для того, чтобы проблема была ясна без дополнительных пояснений.

Корректная формулировка вопросов

  • Корректное описание найденных дефектов

При просмотре залогированных ошибок разработчик должен сразу понимать, в чем заключается проблема и где она локализована. Поэтому важно, чтобы инженер по тестированию корректно отразил нетипичное поведение программного продукта.

Базовая информация включает в себя заголовок к найденной ошибке, описание места ее локализации, последовательности действий для воспроизведения, отличий от ожидаемого поведения системы.

Для однозначного восприятия рекомендуется прикладывать к описанию скриншоты, видео или любую другую информацию, которая поможет точно установить, в какой части кода кроется дефект.

  • Ранжирование ошибок по степени важности

Начинающему специалисту нужно знать критерии градации найденных ошибок по степени значимости. Безусловно, на разных проектах они могут сильно отличаться.

Однако главное – это для начала понять, например, принципиальные различия между блокирующей и незначительной ошибками, а затем разобраться с особенностями ранжирования на текущем проекте.

Отсутствие подобного навыка сильно усложнит работу как самого QA-инженера, так и его команды, к которой ему постоянно придется обращаться за ответом даже в, казалось бы, очевидных случаях.

Ранжирование ошибок по степени важности

  • Умение составлять простые тест-кейсы

Почему так важно писать тест-кейсы понятным языком? Во-первых, таким образом вы сами сможете оперативно ориентироваться в проделанной работе.

Во-вторых, за счет долгосрочности многих проектов в ИТ-сфере (порой это десятки лет) команды по тестированию время от времени могут полностью обновляться.

Так что простая и логично написанная тестовая документация поможет новичкам быстро войти в курс дела и стать незаменимой частью команды.

  • Природная любознательность

Выражение «Любопытному на базаре нос прищемили» явно придумали не тестировщики. Хороший QA-инженер всегда будет задаваться вопросами наподобие «Что еще сделать, чтобы сломать систему?» или «Что произойдет, если я …?».

Любознательность в работе тестировщика

Чем больше вопросов вы задаете самому себе о том, какие еще проверки провести для улучшения качества продукта, тем больше вероятность найти скрытые от глаз и при этом критические дефекты, для воспроизведения которых придется как следует потрудиться.

  • Дисциплина и ответственный подход к работе

Подобный навык всегда будет в приоритете при обеспечении качества любых программных продуктов.

Все работы по тестированию на проекте должны быть выполнены в срок, а о возникновении форс-мажорных обстоятельств нужно в обязательном порядке уведомлять вашего менеджера или более опытных коллег.

Особенно такие качества важны на проектах с использованием гибких методологий разработки, где вся работа выполняется поэтапно, а время на прохождение каждого спринта заранее оговорено и не может быть изменено.

В заключение

Гибкие навыки помогут любому инженеру по тестированию – не играет роли новичок вы или опытный специалист со стажем – эффективно справляться с поставленными задачами, легко общаться с коллегами и доставлять клиентам продукты высокого качества.

А QA-курсы от учебного центра QA Academy, в свою очередь, будут способствовать достижению поставленных целей и успешному старту карьеры тестировщика. Так что дерзайте!