Елена Сафонова и её выпускники о дистанционном обучении

24 октября 2016
Сафонова-Елена

Что есть дистанционное обучение?

Чем отличаются offline и online курсы, и как эти отличия влияют на качество обучения?

Об этом мы спросили выпускников дистанционного курса «Основы тестирования ПО» Андрея Можаева и Анастасию Проказову, а также преподавателя QA Academy Елену Сафонову.

— Почему вы остановились на дистанционном обучении в QA Academy?

Андрей: В 2014 году я окончил Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого по специальности инженер, после чего некоторое время работал в сфере ремонта компьютеров, а затем на проекте, тесно связанном, на мой взгляд, с тестированием программного обеспечения. Мы с командной собственно и занимались адаптацией сложного иностранного ПО на наше советское оборудование. Так я увлёкся тестированием и по рекомендации специалистов по найму из разных ИТ-компаний стал подбирать курсы для повышения своей квалификации как тестировщика, а также для получения заветной «корочки». Живу я в Гомеле, поэтому сначала изучил рынок ИТ-курсов в этом городе. К сожалению, подходящих по всем критериям не оказалось, и, проведя небольшое исследование рынка дистанционного обучения тестированию, всё-таки остановился на нашей белорусской компании (хотя подобные курсы также предлагает и российский рынок) QA Academy.

Анастасия: По профессии я врач-стоматолог, окончила Витебский государственный медицинский университет. В какой-то период решила сменить сферу деятельности, и по совету мужа – он работает в ИТ – стала изучать тестирование ПО. Почитала соответствующую литературу, просмотрела вакансии и поняла, что мне необходимо пройти курсы, чтобы двигаться дальше. Но на данный момент я практикующий стоматолог и оставить работу на целый месяц возможности не было. Единственной компанией, предлагающей дистанционное обучение у нас в стране, оказалась QA Academy, поэтому и выбор был очевиден.

— Как проходили занятия?

Андрей: Мы занимались два раза в неделю по 2 часа. Одно занятие было посвящено теории, а второе – практике. У нас была договорённость, что камеру мы НЕ включаем, но держим письменную связь с помощью skype со всей группой и преподавателем.

Анастасия: Чтобы увидеть реакцию преподаватель задавала вопросы. Иногда надо было поставить +/-, например, на вопрос всё ли понятно, а иногда необходимо было дать более развёрнутый ответ, что занимало некоторое время. При этом преподаватель ждала каждого из 10 человек или могла попросить дать ответ позже уже в личных сообщениях. Как и в offline, мы получали задания, также просили отсрочку, если не успевали справиться, а потом проверяли их на занятии.

Елена (преподаватель): Здесь стоит отметить, что, несмотря на аналогичное расписание и программу, материал я всё же адаптировала, исходя из своего опыта участия в дистанционном обучении (различных вебинаров и др.). Визуалы, которые при offline обучении я рисую во время занятия на вайтборде, пришлось готовить заранее в виде презентаций, картинок.

Что касается выключенной камеры, то это решение я приняла не сразу. Объективной причиной стало отключение во время первого занятия одного из студентов. Всё дело в скорости интернета, и работающая камера могла сделать сигнал еще хуже, чего нам не хотелось бы. Вопрос обратной связи был решён с помощью письменного общения, что давало возможность понимать, кто сейчас «с нами», а кого необходимо «встряхнуть» и задать прямой вопрос.

Как преподаватель могу раскрыть еще один маленький секрет: стандартно занятие длится 1,5 часа, но, как и в обучении offline, так и online мне этого времени не всегда бывает достаточно, чтобы рассказать весь необходимый материал и при этом ответить на возникающие вопросы. Если говорить о различиях, то обычно на своих занятиях в аудитории я делю группу на небольшие команды, где ребята могут высказаться по поводу найденных дефектов, обсудить процесс самого поиска или поделиться какой-то полезной информацией. На дистанционных занятиях это время отводилось как раз на письменное общение, ответы на вопросы и уточнения.

Практические задания мы разбирали следующим образом: я предлагала кому-то из студентов выставить свою работу, так сказать, на показ и далее мы разбирали на его примере, какие ошибки были допущены, где надо было «пойти другим путём» и т.д. Смельчаки находились на каждом занятии.

— Если отмотать время назад, вы бы подали заявку на дистанционный курс или всё-таки выбрали обучение offline?

Андрей: Чтобы однозначно ответить на данный вопрос, мне кажется, одному и тому же кандидату необходимо пройти один и тот же курс сначала в одном, потом в другом формате. Только в этом случае сравнительная оценка будет действительно справедливой. Лично я не увидел недостатков дистанционного обучения, всё равно всё зависит от преподавателя, его квалификации и опыта, но и конечно, от студента, его желания учиться и уделять обучению время.

Анастасия: Я – человек коммуникабельный, мне нравится общаться с другими людьми, поэтому я бы предпочла offline обучение. Однако если обстоятельства складываются таким образом, что первый вариант невозможен, как получилось у меня, то дистанционный курс вполне приемлем и, насколько я смогла понять за месяц, не сильно отличается от offline обучения.