Тестирование мобильных игр: какие искать дефекты и как

29 ноября 2018
Bagi v mobilnyh igrah

Для пользователей мобильные игры ― это возможность нескучно провести время за головоломкой, стратегией или на арене битвы. Для разработчиков же они являются сложными программными продуктами, создание которых требует внимания к графике, логике сюжета и реалистичности игрового движка. А как на мобильные игры смотрят QA-специалисты?

Тестирование в GameDev ― это многоуровневый процесс, который позволяет выявить дефекты на разных уровнях от текстовых и звуковых модулей до физики персонажей.

Качество мобильной игры напрямую влияет на её оценку в Google Play и App Store, а также на пользовательские отзывы. Чем ниже рейтинг, тем реже игра будет скачиваться и приносить всё меньше денег компании, а это негативный вариант для бизнеса. Поэтому привлечение тестировщиков мобильных игр является неотъемлемым компонентом жизненного цикла разработки ПО.

С какими багами чаще всего встречаются QA-специалисты в GameDev и какие проверки они проводят? Об этом мы расскажем далее.

Особенности тестирования мобильных игр

QA-процесс начинается с изучения архитектуры игры и анализа требований ней. Важно выстроить иерархию требований и выявить противоречащие положения. На этой основе формируется стратегия тестирования, которая покрывает:

  • графику,
  • управление,
  • игровой процесс,
  • производительность

Стоит помнить, что внедрение обновлений или введение дополнительных функциональностей каждый раз требует повторного тестирования, чтобы исключить вероятность появления дефектов.

Основные подходы оценки качества

1. Функциональное тестирование

На этом уровне QA-специалисты выявляют общие ошибки в игре, которые связаны с контентом или графикой. Это тестирование помогает оценить соответствие программного продукта составленным требованиям.

Что проверяем?

  • Структура меню
  • Размер шрифта
  • Разрешение экрана
  • Качество звука
  • Навигацию

2. Тестирование совместимости

Здесь оценивается играбельность на различных устройствах и платформах.

Что проверяем?

Как игра устанавливается/запускается/удаляется на разных моделях мобильных телефонов.

3. Тестирование производительности

QA-специалисты изучают с какой скоростью пользователь может выполнять те или иные действия в игре, что может её тормозить. Низкие показатели этой метрики формируют негативный опыт у игроков.

Что проверяем?

  • Время отклика
  • Скорость совершения транзакции
  • Продолжительность загрузки

4. Тестирование соответствия

На данном этапе проверяется соответствие игрового контента политике платформы, например Google Play и App Store.

Что проверяем?

Соответствует ли игры правовым нормам региона и площадки.

5. Тестирование локализации

Важно проверить не только наличие перевода текстовых или аудиодорожек, но и корректность их отображения. Например, если графические элементы адаптированы под чтение слева направо для пользователей из Европы и США, то те же блоки должны быть изменены при локализации в арабских странах, где текст отображается справа налево.

Что проверяем?

  • Соответствие написания специфике региона
  • Местное время и дата

6. Тестирование безопасности

Это оценка защищённости персональных данных пользователя: его логин, пароль, внутриигровая переписка, данные платёжной карты.

Что проверяем?

  • Доступность конфиденциальной информации
  • Степень влияния внешних угроз

Типичные ошибки в мобильных играх

1. Пользовательский интерфейс

К наиболее частым ошибкам интерфейса относятся:

  • отсутствие адаптации под различные экраны,
  • отсутствие подсказок (при необходимости),
  • замедленный отклик на действия пользователя,
  • нелогичная структура,
  • непредсказуемое поведение элементов интерфейса.

2. Графика и анимация

Визуальные баги встречаются часто: разрыв изображения на экране, отсутствие текстур, обрезание областей изображения.

При создании графики и анимации мобильных игр используются те же движки, что и для ПК, только они адаптированы под определённые платформы. Поэтому ошибки, встречающиеся в играх, схожи.
Яркой иллюстрацией служит игра The Witcher: Enhanced Edition. Текстуры лица Геральта поплыли, а топор начал крутиться вокруг него. Это происходит при частом сворачивании игры.The Witcher - bug

3. Физика игры

Физическое моделирование используется для того, чтобы максимально погрузить пользователя в игру и сделать её как можно более реалистичной. Важно не только передать свойства твёрдых тел, При нарушении физики объекты начинают без причины парить в воздухе или не могут остановиться после взаимодействия.

Roblox - bug

Скриншот игры Roblox

4. Нарратив

Игры с логическими ошибками приведут к потере интереса со стороны пользователей. Сюда же можно отнести и расхождения в описании и непосредственном выполнении заданий. К примеру, в последний момент выясняется, что вы искали не тот артефакт.

5. Оптимизация под разные платформы

Если игровой движок написан лишь под одну платформу, то сложностей не возникнет. Но разработчики часто прибегают к использованию движков, позволяющих портировать игру сразу на несколько платформ (Android и iOS).

Такой подход помогают сэкономить время на подготовку к релизу. Но он же служит причиной появления дефектов из-за того, что код не полностью оптимизирован для выбранной платформы.

Неоптимизированная игра может попросту не воспроизводиться на телефоне или искажать графические элементы.

6. Функционирование искусственного интеллекта

Как правило, игровой искусственный интеллект используется при управлении:

  • персонажами, активируются не игроком,
  • ботами (имитирующие поведение человека программы),
  • мобами (подвижные объекты в игре, которые, как правило, враждебно относятся к пользователю).

Баги чаще всего меняют алгоритм поведения второстепенных персонажей, что влияет на нарратив, анимацию или физику игры.

7. Система оплаты

При появлении ошибок в процессе оплаты может произойти утечка личных данных пользователя. Такой сценарий не только серьезно скажется на продвижении игры, но и может привести к финансовым и репутационным потерям компании.

К типичным ошибкам в этой области относится невозможность произвести оплату/донат или повторное списание средств.

В заключение

Тестирование мобильных игр ― достаточно сложный процесс, поскольку нужно учитывать механику, геймплей, игровой интерфейс и прочее. Это перспективная профессия, которая позволяет совместить карьерные амбиции и хобби.

Курс «Тестирование компьютерных игр» поможет разобраться в нюансах игровых механик. Наши опытные преподаватели-практики научат вас выявлять самые сложные дефекты мобильных игр.